Бог дает тому, кто работает. (газета Наш Век) - Статьи про Ивановку из сети и СМИ - Каталог статей - Русская Ивановка в Азербайджане
Сайт села Ивановка Республики Азербайджан
Воскресенье, 11.12.2016, 13:00
Главная | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [0]
Статьи про Ивановку из сети и СМИ [6]
Статьи про Ивановку из сети и СМИ
Статьи пользователей про Ивановку(отзывы от посещений) [0]
Статьи пользователей про Ивановку(отзывы от посещений)

Погода
Исмаиллы 

Поиск

Главная » Статьи » Статьи про Ивановку из сети и СМИ

Бог дает тому, кто работает. (газета Наш Век)
nullИвановка просыпается очень рано - с первыми петухами. Рабочий люд спешит на колхозный       двор, поля и фермы. Несмотря на воскресный день, в самом разгаре уборочная страда. Широкие ивановские улицы заполняют старцы и старицы в белых одеждах: они торопятся на богослужение, в Собрание, как здесь говорят. А когда заканчивается богослужение у взрослых, их сменяют дети - по большей части, девочки десяти-двенадцати лет, и тоже в белых одеждах, с молитвенниками в руках, не по годам серьезные и сосредоточенные. 
- О чем ты просишь Боженьку? - спрашиваю девочку с глазами чистого ангела - десятилетнюю Катю, стоящую на коленях и усердно вымаливающую что-то очень важное. 
- Чтоб дождичек пошел, когда надо, и хлебушек с полей успели убрать. 
- Мы, молокане, приучены работать на совесть. И держим себя в достоинстве: Бога боимся, людей стыдимся, - тихо дополняет недетскую мечту внучки бабушка. Несколько лет назад, рассказывают, такая засуха была, хлеб мог сгореть прямо на корню. Тогда в поле вместе со старцами вышли все колхозники, опустились на колени и стали просить Всевышнего оросить землю благодатными каплями. И что вы думаете, не было дождя? Через несколько часов с небес хлынул ливень, да такой, что все вздохнули: "Слава Тебе, Господи!” 

То ли сказка, то ли быль... 
"Селение Ивановка лежит при трех прудах и роднике "Балык-булак”, под 400 44`48’’ северной широты и 650 42’ восточной долготы по меридиану острова Ферро, возвышаясь над уровнем Черного моря на 2770 футов”, - писали историки позапрошлого века. 
А сегодняшние путники, те, что держат путь из Исмаиллы в колхоз имени Никитина, говорят так: "Подняться в Ивановку”, точно как евреи говорят про свой Иерусалим - в этот святой город, как известно, не приезжают и не прилетают, в этот божественный город поднимаются. 
Рассказывают в Ивановке такую историю - то ли быль, то ли просто красивую легенду. Давно это было, говорят, более ста восьмидесяти лет назад. После долгих скитаний и лишений поднялся на это плоскогорье некий человек из плотницкой общины по имени Иван. Копнул землю заступом и замер от изумления: под ногами лежал настоящий чернозем. Расчистил он ежевичник, срубил дом, поселился. Позже к нему другие скитальцы пристроились, и стала Ивановка расти во все стороны. К концу прошлого века здесь уже насчитывалось более шестисот дворов, а к годам коллективизации - семьсот с лишним. Занимались ивановские мужики хлебопашеством - это в первую очередь. Но и сады у них были неплохие, пчел держали. 
Молокане - одна из сект духовного христианства. Хотя течение это разнородно, очертить общие свойства, присущие молоканам, все же можно: они отвергают церковную иерархию, земное священство в виде "церковных должностей”. Многие видимые священнодействия, которые признаются другими христианскими течениями, как новозаветные обряды, таинства, заповеди Господни, молокане рассматривают как обряды Ветхого завета, "относящиеся до плоти”, "установленные до времени”. Так, молокане, признавая "духовное крещение”, "духовное причастие”, не признают ни водного крещения, ни причастия, ни хлебопреломления, ни омовения ног в буквальном, вещественном виде. Молокане не признают рукотворных храмов, образов, не делают изображения креста и не поклоняются ему, не творят крестного знамения при молитве, не поклоняются мощам святых. Храм признается и чтится опять же духовный. 
Признавая святость во Христе, молокане, тем не менее, не "причисляют к лику святых”, не поклоняются и не молятся святым, поклоняются и молятся только Богу. Молитвенные собрания молокан сходны с собраниями протестантских (евангельских) течений. Признавая спасение по благодати через веру, молокане большое значение придают добрым делам; они признают Троицу, но считают, что Бог-Сын и Святой Дух, хотя и единосущны Богу Отцу, но не равны ему в божественности, полагают, что одаренные Святым Духом люди общаются непосредственно с Богом. Самоназвание течения молокане объясняют словами из Первого соборного послания апостола Петра: "Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение”. Пост соблюдается только в дни страданий Христа. Молокане отвергают воинскую службу и не дают клятв, приверженцам секты не разрешается ходить в увеселительные и общественные заведения. 
"Выше нас только Бог”
Молельный дом в Ивановке. Пресвитер духовных христиан молокан Василий Терентьевич Прокофьев, с традиционной окладистой бородой, высокий, крепкий старец, похожий на Льва Толстого, приветливо кивает головой: присутствие на богослужении журналиста и представителя иной конфессии в одном лице его не смущает. Богослужение состоит из чтения Библии и пения псалмов (преимущественно Псалтири). Рядом с пресвитером в Ивановском молельном доме сидит его заместитель, чуть поодаль сказитель и вся община, скрестив на животах свои загорелые натруженные руки, повторяет за ним: "Отвергнувши ложь, говорите истину - каждый ближнему своему... Будьте друг ко другу добры, прощайте друг друга... Убийца не наследует Царство Божие... Будьте свободны от всякого согрешения...”. Так в молитвенном доме в Ивановке молятся по четвергам и воскресеньям, в остальное время - каждый у себя дома. С богослужения возвращаемся со старицей Анной Михайловной, беседуем - она вызвалась проводить меня к своему отцу, старожилу села Михаилу Семеновичу Орлову, которому через два года "стукнет” ни много, ни мало... сто лет. Впрочем, он не один здесь такой: более девяноста человек, чей возраст приближен к ста годам, проживают сейчас в Ивановке. 
Разговаривает Анна Михайловна так, словно только что прибыла из Воронежской или Тамбовской губернии. Рассказывает о традициях и обычаях молокан. 
- Мы, к примеру, вообще никогда не пьем спиртного. Я вот водку даже в рот не брала. Горькая ведь. 
- Откуда же знаете, если не пробовали? 
- Так ведь морщатся, когда пьют! 
- А как от жары летней спасаетесь? - киваю я на сельский пруд, где резвится малышня. - Говорят, молокане и на пляжах-то не загорают. Это правда? 
- Да, Боже упаси, конечно, не загораем - чтобы я разделась при людях или муж мой снял рубашку! 
Далеко окрест села видны горы, внизу курчавятся кустарники, а мы как будто и не идем по улице, а словно парим над землей. 
- Высоко забралась Ивановка... 
- Да, выше нас только Бог... 
Так, за разговором-рассуждением и не замечаем, как подходим к дому старейшего ивановского жителя. Михаил Семенович едва кивает: "Худо мне чтой-то, - поясняет, - приболел малость”. Дочь рассказывает, что последние два года, как сломал ногу, не выходит из дому. А до этого пел в Собрании, и не было там лучшего певуна, чем наш старожил. Сейчас его дело продолжает правнучка - та самая, десятилетняя, с глазами чистого ангела, девочка Катя, что просила у Боженьки дождь. Дядя Миша (так его зовут сельчане) родился в 1908 году, в дореволюционной еще Ивановке, пацаном пережил военное лихолетье Первой мировой и гражданской войн, раскулачивание, воинствующий атеизм, в 1941-м отказался брать в руки оружие - грех, говорит, убивать человека. Вызвали в НКВД: "Сейчас вот выстрелим и поглядим, как она, пуля, войдет ли в тебя, правоверного, или нет?”. "И в меня войдет, и в тебя тоже войдет”, - дерзко ответил молоканин. Тогда ему без суда и следствия "впаяли” 15 лет лишения свободы, из которых он отсидел десять и был освобожден по амнистии. Вернулся в родное село, всю жизнь проработал в колхозе, а сейчас вот ждет своего юбилея. Скоро сотенный разменяю, говорит. 
Сотенный-то сотенный, а разум чистый и память ясная - помнит все, что было почти сто лет назад... 
У истоков 
По решению наместника Кавказа для расселения молоканам и духоборцам были отведены земли, граничащие с губерниями Тифлисской, Эриванской, Елизаветпольской (Гянджа) и Шамаханской (Баку). Так на карте Азербайджана появились села молоканские - Кировка, Саратовка, Чухурюрт, Кызмайдан (Астрахановка), Хильмелли, Дзержиновка, Чабаны и другие. Образование гражданских поселений русских сектантов в Закавказье приходится, в основном, на начало сороковых годов XIX столетия. 
На новое место крестьяне переселялись с разрешения местных общин и властей при согласии администрации Закавказского края. 
Миграция всегда была под силу предприимчивым людям, а новые условия жизни требовали усердия, смекалки. Сознание ответственности перед семьей, стремление развивать свое личное хозяйство требовало трудолюбия, экономии во всем, трезвости и добросовестности в работе. 
Эти качества позволили молоканам довольно быстро обзавестись хозяйством и создать крепкие, многодетные семьи. Началось сооружение добротных жилых домов, хорошо обустроенных усадеб. Трудолюбивые молокане довольно быстро освоились на новом месте. Сеяли и мололи на построенных водяных мельницах зерно, пряли лен, из которого ткали верхнюю одежду и предметы домашнего обихода. Зимой, когда замирала работа на полях и фермах, женщины плели кружева - настоящие произведения искусства. Мужчины изготавливали нехитрую мебель, уздечки, вожжи. Многое изменилось с тех пор в Ивановке. Сейчас уже не сеют ивановцы лен, редко в каком доме найдешь ткацкий станок, нет и водяных мельниц, забыто ремесло шорников. 
Сейчас это - старейшее и крупнейшее из молоканских сел на территории Азербайджана. Впервые на эту землю, гонимые царской администрацией за религиозное "отступничество”, в 1834 году прибыли одиннадцать семей во главе с Иваном Першиным. Сперва они начали жить на Гафтаранской долине на берегу реки Ахох недалеко от села Топчу. Там они жили 13 лет. Привыкшие к холодному климату России, молокане не смогли жить на новом "сыром” месте и начали болеть... Жизнь заставила их искать другое место - чтобы сырости не было, и чтобы зимы были холодными, и в 1847 году они нашли то, что искали. Место, которое они выбрали, имеет много лощин: когда они перекрыты, весной и осенью от дождей вода собирается в них в маленькие пруды, и при сухих летних месяцах можно поливать огороды, рассуждали они. Место это находится почти на высоте Малого Кавказа, и северные российские ветры всегда будут напоминать им землю, на которой жили много веков назад их предки. На таком месте они построили село. Вероятно, Иван Першин пользовался среди земляков непререкаемым авторитетом и большим уважением и поэтому его именем и названо село... Так оно и начало расти. 

Галия Алиева,
Баку-Ивановка-Баку Продолжение следует



Источник: http://nashvek.media-az.com
Категория: Статьи про Ивановку из сети и СМИ | Добавил: Wolfman (22.04.2010)
Просмотров: 2126 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Нужна ли Ивановке молодежная организация?
Всего ответов: 101

Полезные ссылки
  • Старый сайт Ивановки
  • Работа в Азербайджане
  • Сайт Президента АР
  • Новости Азербайджана

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2016 Создать бесплатный сайт с uCoz